Здесь приведен классический райдер для эффективного обучения.
Вы можете использовать эту информацию для того, чтобы избежать опасной ловушки – плохая организация тренинга может привести к снижению эффективности обучения на 90%.
То есть, деньги заплачены немалые, а экономия на внимательности, контроле или копейках может спустить все эти суммы в унитаз.
Как построена анкета:
Если все Ваши ответы А, значит Вы профессионал в обучении и организации обучения. Тренинг гарантированно принесет результат. Поздравляю.
Если среди А-ответов затесались ответы Б, их стоит обсудить с тренером заранее. Как говорится, предупрежден, значит, вооружен.Вполне вероятно, все будет нормально.
Большинство ответов Б говорит о низкой стабильности результатов тренинга – никто не знает — может быть, все будет замечательно, а может быть, эффективность будет сильно снижена. Это — как летать чартерным рейсом. Можешь вылететь вовремя, а можешь торчать в аэропорте 16 часов.
Если ответов В больше одного – значит, ваш самолет никогда не взлетит. Начинать тренинг бессмысленно, деньги на ветер. Все ответы В выстраданы реальным опытом, и, когда-нибудь, появятся в виде баек в книге мемуаров. Вы же читали в инструкции к микроволновке, что нельзя класть туда животных. Поверьте, они не считают нас дураками, просто кто-то уже пытался высушить так свою кошку.
Вот и я, создавая ответы В, хотела, чтобы все кошки мира жили в мире со своими хозяевами, а результаты обучения были отличны от полного нуля.
Да, и еще важный момент. Если Вы поручаете организацию тренинга третьему лицу, не поленитесь проверить, что получилось.
Я не раз сталкивалась с откровенным саботажем этих третьих лиц. В начале они говорят, что все организовали по А-стандарту, а потом, когда я уже пролетела 6 часов до их далекого северного города, разводят руками и хлопают глазами. «Ой, мы не правильно Вас поняли, мы думали, что листы А3 могут легко заменить листы флипчарта, рабочее общежитие – гостиницу 3 звезды, а темный узкий коридор с лавочками вдоль стен – светлое помещение на 100 квадратов».
Всегда просите подтверждающие документы – фото, сканы брони и т.п.
0. Отношение группы
0.1 Мотивация к обучению.
А. Участники долго ждали тренинга, очень хотели его пройти, наконец, им это удалось. У каждого есть конкретный запрос на обучение
Б. Участникам интересно поучиться, правда, не совсем понятно, зачем это нужно. Тренинг воспринимается как награда или естественное мероприятие.
В. Участников принудили участвовать в тренинге. Они против, у них есть дела важнее или срочнее тренинга. Участники воспринимают тренинг как оскорбление, унижение, наказание. Тренинг проходит в редкий выходной день.
0.2 Умение учиться
А. Участники постоянно учатся, и в компании и сами. Любят и умеют это делать. Обучение проводится минимум каждый год.
Б. Участники проходили когда- то тренинг, знакомы с форматом. Впечатления весьма средние.
В. Никогда не учились на тренинге и не понимают, зачем это нужно.
1. Организация пространства.
1.1 размер помещения ( измеряем по пустой площади в середине, не занятой столами, шкафами и прочим оборудованием)
А. От полутора квадратных метров на человека, но не более десяти метров на человека.
Б. Более десяти метров на человека или примерно метр на человека
В. Менее одного метра на человека
1.2 форма помещения
(измеряем по пустой площади, не занятой столами, шкафами и прочим оборудованием. Другими словами, если посередине помещения стоит привинченный стол — то это помещение не прямоугольное, а кольцеобразное)
А. Близкая к кругу, квадрату или прямоугольнику с соотношением сторон примерно как у листа А4
Б. сложной формы, но в середине или с краю остается квадратное или прямоугольное пространство нужной площади ( от 1.5 м кВ на человека), никакие острые углы ( столов или стен) не вдаются в круг
В. Небольшое помещение сложной формы и/ или в место для занятий вдаются острые углы мебели, стен, столов
Примечание. Если Вы сомневаетесь в форме или размере помещения — пришлите нам его фото, сделанное даже простым телефоном, мы поможем Вам разобраться.
Если сложно понять размер: расставьте стулья по кругу, столько сколько будет участников, плюс три ( запас на тренера и флипчарт). Стулья помещаются? Свободно? Тесно? Вы сделали это на практике или в воображении? Ждем ваших ответов и поможем вам разобраться.
1.3. Мебель в помещении
А. В помещении стоит флипчарт ( или висит доска) есть стулья на всех участников плюс пару запасных, возможны пара столов — для сумок и вещей. Нет лишней мебели, есть место, куда сложить вещи ( например, широкий подоконник, полка, стол, дополнительные стулья, кресла) Стулья одинаковые для всех. Сидеть на стульях удобно, но не чересчур ( например мягкие качающиеся кресла или глубокие низкие диваны относятся к пункту Б). Если в помещении присутствуют шкафы — они закрытые и опрятные, без бардака.
Б. В помещении кроме мебели, оговоренной в пункте А, есть другая мебель, но она стоит так, чтобы в центре помещения было примерное квадратное пространство нужного размера ( смотри параграф 1.2) стулья могут быть разными, но сиденья на одинаковой высоте.
В. Стулья разные, участники сидят на разной высоте, лавочки вдоль стен, стулья прикрученные к полу. Захламленное помещение, не хватает стульев на всех участников, некуда положить вещи.
1.4 Воздух в помещении. Температура и свежесть.
А. Температура воздуха от 18 до 25 гр по Цельсию. Высокие потолки с возможностью проветрить в перерыве или хорошая вентиляция. Кондиционер расположен так, чтобы была возможность направить ток воздуха в сторону от участников. Если требуется постоянное проветривание ( небольшое помещение с низкими потолками) , окна располагаются так, чтобы сквозняк не затрагивал участников, за окном должно быть тихо.
Б. Чтобы поддерживать нужную температуру ( 18-25) и свежесть, необходимо мирится с некоторыми сквозняками, они локальны, есть возможность пересесть и спрятаться
В. Очень душно, жарко, холодно. Низкие потолки, маленькое помещение, нет возможности проветрить, или сквозняк сдувает половину группы.
1.5 Шум в помещении
А. Полная тишина, возможны редкие тихие звуки
Б. Постоянный, не сильный, но заметный шум. Вытяжка, автомобили на улице, стройка. Голос тренера хорошо слышен в разных углах помещения, кричать не нужно.
В. Тренер вынужден перекрикивать сильный шум. Резкие громкие звуки отвлекают участников.
1.6 Удобства.
А. Туалет находится рядом (не менее одной кабинки на семь человек). Туалет чистый, в туалете туалетная бумага и салфетки для рук.
Б. Туалет недалеко (пройти по коридору или спустится на один этаж — путь не более одной минуты). Туалет чистый, в туалете туалетная бумага.
В. Туалет грязный, и/ или с техническими поломками- недостатками, и/или далеко — путь более одной минуты. Нет туалетной бумаги, плохой запах.
1.7 Питание на тренинге.
Вода и сахар нужны для работы мозга в процессе обучения. В большем количестве, чем требуется для рутинной деятельности.
А. Участники тренинга обеспечены питьевой водой и горячим сладким чаем в течение всего тренинга. Организованы кофебрейки со сладким или бутербродным перекусом.
Б. Участники тренинга обеспечены питьевой водой и сладким, например конфетами- леденцами. в перерывах — горячий чай.
Или участники предупреждены о необходимости взять с собой большую бутылку воды и/или термос с чаем и сладкий перекус).
В. Нет возможности попить водички и съесть сладкое.
1.8 Обед на тренинге
А. Участники тренинга обедают недалеко от места проведения тренинга здоровой вкусной пищей (еда горячая, суп, овощи). Обед заранее заказан, оплачен организаторами тренинга. У участников выяснили их предпочтения в еде.
Б. Участники имеют возможность поесть самостоятельно или взять из дома еду на обед. Еда качественная.
В. Нечего и негде есть. Огромные очереди в ближайших местах общепита, или их нет совсем, или они очень далеко. Еда или дорогая, или очень некачественная, нездоровая.
Вегетарианцам предлагают мясное меню без возможности отделить свою часть (мясной суп, запеканка, плов и пр)
2.Реквизит тренинга
2.1 Флипчарт и фломастеры
А. Один, а лучше два флипчарта с блокнотами бумаги. 10-20 листов в день.
Фломастеры для флипчарта ( flip chart marker). Новая пачка разных цветов.
Пачка фломастеров на два дня. МАЛЯРНЫЙ скотч для закрепления материалов на стене.
Б. Есть только Доска для письма. Фломастеры куплены строго для белой доски ( white board marker). Или есть свежий мел разного цвета для темной доски.
Есть блокноты для флипчарта, но нет самого флипчарта, есть возможность при крепить к стене (малярным скотчем или на гвоздики)
В. Тренеру писать не на чем, ну кроме детской доски из ИКЕА, фломастеры не подходят по типу, перманентные или текстовыделительные.
Скотча нет или он прозрачный.
2.2 Бэйджи
А. Есть, имена заранее напечатаны или вписываются в начале тренинга
Б. Вместо бейджей используем малярный скотч
В. Нет возможности проявить свое имя участникам.
2.3 Бумага для письма, ручки
А. Изобилие бумаги А4 для письма на тренинге. Пол пачки на 10 человек. Конечно, скорее всего, она останется, но нам важно не экономить. Ручки или карандаши выдаются на тренинге, пишут хорошо, есть запасные.
Если нет раздаточных пособий с большим количеством листов ( от 7) или с плотной обложкой, участники обеспечены планшетами (старыми журналами) или откидными столиками, им есть на чем писать (жесткое основание).
Б. Участники предупреждены о необходимости взять с собой ручки и бумагу для записи. Есть дополнительная бумага А4, примерно по пять листиков на человека.
В. Участникам негде и не на чем писать.
3. Условия для тренера.
От настроения тренера напрямую зависит динамика и результат группы. Очень сложно вести увлекательный тренинг грязным невыспамшимся и голодным.
Помните, пожалуйста, о том, что в отличие от участников тренинга, сам тренер постоянно вынужден жить и питаться в тех условиях, что Вы предоставляете.
Если у Вас возникают сомнения, хороши ли условия, все ли подходит — представьте, как бы Вам жилось и кушалось здесь в течении полугода. Надеемся, этот критерий поможет Вашему выбору.
3.1 Гостиница
А. Удобный, чистый, тихий номер. Есть доступ к питьевой воде, горячей воде, фену, WiFi, свежему воздуху. Если тренер живет в гостинице больше двух дней , а гостиница за чертой города — есть возможность сходить — съездить в приличный магазин ( заправки не в счет)
Б. Нет фена, питьевой воды, интернета. Об этом предупредили заранее. До ресторана- магазина приходится долго идти или ехать. Все остальное тихо и чисто.
В. Частная квартира ( какой бы удобной она Вам не казалась) . Грязь, старый ремонт, шумно, душно. Общежитие.
3.2 Питание тренера
А. Трехразовое горячее ЗДОРОВОЕ питание. Пиццы, крошки-картошки и другой фастфуд не рассматриваются.
Всегда есть возможность выбора.
Б. Простая качественная еда в домашнем стиле, без возможности выбрать.
В. Перекусы, фастфуды, магазины, забыли покормить.
3.3 Встречи-проводы
А. Такси или машина от аэропорта, вокзала. Встречать не обязательно, достаточно точного адреса. Дорога более 100 км или 1.5 часов обговаривается отдельно. Машина — ухоженная иномарка, в салоне чисто, хорошо пахнет.
Б. Какая-никакая машина, ехать недалеко.
В. Забыли встретить, адрес неточен.
3.4 Информация о тренинге.
А. Тренер заранее ( неделя) получает на руки или по электронной почте следующие материалы ( все пункты обсуждены и обговорены заранее, без санкции бронирование не производится)
1. Билеты туда и обратно
2. Точное указание гостиницы и типа номера, копия бронирования с датами.
3. Список участников тренинга с должностями и опытом работы.
4. Фотография помещения, где будет проходить тренинг
5. Список оборудования и материалов, купленных к тренингу ЗАРАНЕЕ
Б. Тренер получает указанные материалы за день-полтора
В. Все забывается или делается в последний момент, характеристики не соответствуют обговоренным.
Конечно, часть организации тренинга тренер может взять на себя. Договориться об этом следует заранее, обсудив все финансовые и нефинансовые моменты.
Спасибо большое, за труд дочитать все до конца! Успешного нам тренинга! Увидимся!