Тренинги Семинары Консультации Коучинг. Звоните: +7 916 145 1546

Деловой дресс-код

  Рисунок2Рисунок3
Хорошо одетый человек тот,
кто считается с собой и с другими.
Пьер Карден

Все знают о дресс-коде и у всех возникают вопросы.  Что это за фишка – дресс-код, и почему он именно такой? Зачем дресс-код нужен нашей компании, а если нужен, то какой именно?  Что мне делать, если я хочу носить одно, а компания хочет видеть на мне другое?

Давайте будем разбираться. Вопрос первый: что такое деловой дресс-код? Ответ: это правила подбора одежды и аксессуаров для сотрудников офиса. Своего рода, деловой этикет для Вашего гардероба.

Любой этикет —  это свод правил и ритуалов.  Зачем они нужны? В первую очередь, для приятного, не раздражающего общения. Сравните,  чайная церемония  в перенаселенной Японии является тем же, что для нас простой воскресный поход в гости. Согласитесь, разве мы задумываемся в гостях о том, какой стороной повернуть к хозяину чашку. Эти отличия возникают потому, что мы чаще японцев бываем или можем побывать в абсолютном одиночестве. И нам легче переехать, если мы поссоримся с соседями.  Другими словами, чем больше в Вашей жизни зависит от отношений с другими людьми, чем чаще Вы с ними сталкиваетесь, тем больше внимания Вы будете уделять этикету, в частности дресс-коду. Например,  мы никогда не увидим на работе ТОПа в кроссовках и растянутом свитере, а для программистов это – привычная рабочая одежка.

Значит, дресс-код помогает нам в общении, диктует внешний вид, оптимальный для восприятия собеседником.
Вы скажете, что в таком случае, достаточно чистой, опрятной городской одежды. Зачем в большинство дресс-кодов входят обязательное ношение пиджаков и галстуков, строгих туфель, почти полное отсутствие трикотажа?

С пиджаками вообще интересная история. Это одна из самых «долгоживущих» мужских одежек. Ведь ее носят без особых изменений уже больше ста лет. Учитывайте скорость нашей жизни и технические достижения… Значит есть в этом свой тайный смысл, который нам помогут открыть психологи. Разговор пойдет (почти как в коде Да-Винчи) о значении символов.
Люди еще в древности заметили, что разные формы геометрических фигур производят на нас разное впечатление. И если предложить выбрать из нескольких фигур одну, то разные люди делают это по-своему.
Например, треугольники чаще всего выбирают люди властные, лидеры, доминирующие в своем сообществе. Круги – мягкие, вдумчивые, творческие, тонко чувствующие, хорошие психологи. Квадраты – люди дела, умеющие ставить задачи и выполнять их в срок, способные к скрупулезной работе, долгим тщательным вычислениям.

Почему так происходит? Ученые говорят о, так называемых, архетипах. Это значит, что каждый символ, нам что-то напоминает и поэтому вызывает вполне определенные ассоциации. В нашем случае треугольник ассоциируется с мужским началом, а круг с женским. Почему? Если Вы помните, чем отличаются мальчики от девочек, а потом попробуете вписать эти отличия в геометрические фигуры, то получатся как раз треугольник и круг. Что касается квадрата, то это самая прочная рамка, воплощение надежности и стабильности (вспомните таблицы Exel), вот и выбирают ее бухгалтеры, люди, умеющие и любящие действовать в рамках.

Значит, пиджаки деловой мир выбрал неспроста. Пиджак – сочетание треугольных и квадратных форм, выражение власти и стабильности.  Согласитесь, именно к этому и стремятся большинство бизнесменов и политиков. Также и с галстуком. Этот неудобный аксессуар – яркий символ мужественности. Вот почему в дресс-коде необходимо, чтобы он закрывал пряжку ремня. Просто, на западе галстук заменяет бамбуковые трубки пигмеев, привязанные к чреслам и символизирующие мужскую силу.

Но зачем обряжать в мужские символы женщин? Почему деловой дресс-код для женщин почти не отличим от мужского (исключение, заметим, галстук, который хоть и встречается в женском гардеробе, но совсем другой формы). Дело в том, что сегодня женщина может позволить посвятить себя карьере, а не только постоянному рождению детей.  И она, входя в деловой мир, принимает правила его игры.

Рисунок1Что делать, если эти правила слишком тяжелы. Если сухая строгая одежда душит ее и не дает возможности для выражения своей женственности. А с другой стороны, рюши, оборочки, цветочные узоры, летящий силуэт снижают авторитет женщины-руководителя, противоречат корпоративному дресс-коду.  Рецепт – в обворожительном, кружевном белье. Конечно, это нарушит общий стиль, но создаст необходимую гармонию в душе. Пусть никто не видит, но Вы то знаете свою тайну и чувствуете себя настоящей женщиной.
Этот же рецепт хорош для творческих людей, которым приходится участвовать в важных совещаниях или соблюдать корпоративную этику. Хулиганские рисунки на белье, подошвах носков или обороте галстука, яркая подкладка строгого пиджака поможет Вам ощутить свободу и уверенность в себе.

С другой стороны, если Вам нужно подчеркнуть свою творческую жилку, свою креативность, чувствительность, психологизм, то Ваш выбор – это круги, силуэты с плавными линиями. Облегающая одежда, стретч, любой трикотаж, закругленные линии кроя, мягкие или тонкие ткани, драпировки, летящие силуэты, цветочные узоры. Кудряшки, локоны, волны, волосы уложенные круглой щеткой, объемные прически, мягкие челки – тот же символ круга.

Еще один существенный вопрос к дресс-коду – это его «одинаковость».  «Почему я должен быть как все, когда я – личность и хочу отличаться?!»
Здесь нам помогут историки. Сообщества людей одеваются одинаково в тех случаях, когда им необходимо подчеркнуть свою общность, единство взглядов, интересов, целей. Хорошим примером может быть армия. Еще Александр Македонский заметил, что если воины одеты одинаково, то боевой дух армии многократно усиливается.  Если в Вашей корпорации, гостинице, магазине, авиакомпании принята единая форма, это говорит о том, что Ваша компания хочет создать в Ваших головах и головах потребителей свой цельный образ, а не образ случайных людей, случайно оказавшихся вместе. Заметьте, чем больше внимания оказывается продвижению бренда на рынок, тем внимательней компания относиться к единой форме одежды. Сравните МакДональдс и простой частный ресторанчик.

Также важно – какую сферу деятельности Вы представляете. Крупные авторские украшения будут хороши на дизайнере, но вряд ли подойдут юристу. Белый халат хорош на враче, но не нужен официанту. Напротив короткая юбочка может расстроить переговоры коммерческому директору.
Значит, дресс-код будет разным для дизайнера и аналитика, для грузчика и генерального директора, медсестры и секретаря.

Каждый знает, как выглядит персонал в гостинице и больнице, в авиакомпаниях и армии, в ресторанах и клубах. Там служащие носят форменную одежду. Но что делать тем, у кого нет форменной одежды, те, кто сам покупает вещи для рабочего гардероба. Чаще всего – это сотрудники всевозможных городских офисов.
Давайте рассмотрим основные варианты офисного стиля:

СТРОГИЙ ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ.
Обычен: Для банковской сферы, чиновников и госслужащих высокого ранга, для компаний, чья корпоративная культура подразумевает стабильный и консервативный имидж, для важных деловых событий – переговоров, интервью, выступлений, совещаний.

Общая основа:  Костюм классического силуэта. Гладкая шерсть. Цвет – черный, темно-серый, темно-синий. Брюки – классические со стрелкой и одной или двумя складками у пояса. Рубашка – белая, гладкокрашеная.

Для женщин: Только юбка —  прямая, до колена (минус 7 см, плюс 15). Блузки – только белые, непрозрачные, гладкокрашеные, без украшений и узоров. Никакого трикотажа. Колготки – телесного цвета. Обувь – темная, классические лодочки, закрытая пятка и носок, без ярких украшений, каблук – устойчивый 3-7 см. Прическа – гладкая, тщательно уложенная, с небольшим объемом. Длинные волосы собраны в пучок или короткий хвост, волосы естественных оттенков. Косметика – натуральных цветов, ароматы – почти отсутствуют. Аксессуары – украшения мелкие, незаметные, иногда – только обручальные кольца, тонкая цепочка и серьги – точечки, колечки. Сумки — строгие гладкокрашеные, среднего размера, без ярких деталей.

Для мужчин: Рубашки  только белые, гладкокрашеные. Никакого трикотажа. Всегда галстук – спокойных, приглушенных оттенков. Узор галстука – однотонный жаккард или диагональная полоска. Обувь – темные классические ботинки из гладкой кожи шевро, отлично вычищенные, без утепления.  Носки – всегда черные, высокие. Аксессуары – достойной цены, классической формы, не броские.

Возможные элементы индивидуального стиля. Минимальны: шейные платки у женщин, интересные часы классического дизайна, стильная дорогая обувь,  ухоженность от хорошего салона, стильная канцелярия и аксессуары.

ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ.
Обычен: Для сотрудников преуспевающих компаний, особенно для тех, кто постоянно взаимодействует с партнерами и клиентами, для руководителей всех уровней на каждый день.

Основа:  То же, что и в строгом деловом стиле, возможны летом светлые костюмы, лен, тонкий шерстяной трикотаж зимой.

Для мужчин: Смесовые костюмы разных оттенков, твид, яркая полоска, глетчек. Рубашки в полоску и клетку, разные цвета рубашек, жаккард. Галстуки – любые, кроме откровенно вечерних и бабочки. Возможны ботинки коричневой гаммы. Носки, в таком случае, должны быть светлее ботинок, но темнее брюк. Летом – короткие рукава рубашки.

Для женщин: Возможны брючные костюмы, светлые цвета, лен, букле, тонкий шерстяной трикотаж. Длина строгой юбки варьируется в больших пределах (от почти мини до почти макси). Допустимы строгие узоры – тонкие полоска, клетка, шотландка, глетчек и пр. Блузки также могут быть различных цветов – только не ярких и не цветастых. Возможны деловые трикотажные кофточки и двойки (кофта-топ). Возможны колготки черные или цвета загара (иногда – белые), каблук той же длины, но может быть тоньше, летом – открытый носок или пятка.  Можно надевать различные украшения, дизайн – ближе к классическому. Позволяются дневные легкие ароматы и спокойные цвета макияжа.

Возможные элементы индивидуального стиля.  Сочетание цветов одежды, аксессуаров и макияжа, текстуры, крой, стильные украшения, интересные сумки классического (не молодежного или богемного) стиля.  Возможна интересная прическа  (исключая сложные укладки). Для мужчин – несомненно, это интересные часы и галстук.

СВОБОДНЫЙ ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ.
Обычен: Для творческих сотрудников, для «свободных пятниц» в деловых офисах.

Основа: Плюс к деловому стилю позволяется стретч, трикотаж средней вязки, узоры, базово-яркие цвета, усложненный состав ткани, синтетика. Возможны джинсы – черные или бежевые.
Для мужчин: Строгая (не спортивная) футболка под пиджаком. Трикотажный джемпер, пуловер с рубашкой.  Мягкие замшевые туфли. Спортивные клетчатые рубашки. Строгого вида джинсы. Иногда спортивные аксессуары (часы, сумка).

Для женщин. Можно позволить себе базово-яркие цвета (чуть темнее спектральных). Трикотажные кофточки, маечки. Но не спортивные и без стразов-блесток. Летящий силуэт.  Стретч. Распущенные волосы. Летом – без колготок, открытая нога. Внимание — здесь драгоценности недопустимы, только бижутерия или серебро.

Элементы индивидуального стиля. Дизайнерские вещи сложного кроя или интересной фактуры.  Стильные новаторские или романтичные аксессуары. Бренды. Чуть-чуть эротики. Элементы богемного стиля. Вообще наличие вещей стиля, отличного от классического.

ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ.
Обычен: Для мелких небогатых контор, для рядовых сотрудников никогда не пересекающихся с клиентами и партнерами, для творческих личностей.

Основа: Все что душа захочет. От драных джинсов до красной мини-юбки. Запрещаются только узко-спортивные или откровенные эротические наряды.

Элементы индивидуального стиля. Даже серьга в носу иногда проходит. Здесь все отдается на откуп Вашей фантазии (и финансов – в таких конторах обычно мало платят).

БОГЕМА.
Обычен: Для компаний, зарабатывающих творчеством, для публичных творческих персон.

Основа: Главных девиз: «Не так, как у всех». Если важен статус – только дорогие дизайнерские вещи,  чаще из последних коллекций. В других случаях годятся вещи с распродаж и блошиных рынков. Обувь – всегда дорогая, удобная и стильная. Главное – странные необычные стили, их сочетания. Особое внимание аксессуарам.

Элементы индивидуального стиля. Вызов, отличие от других  — главное, также важно привлечение внимания. Что-то обязательно должно быть «очень» – очень дорого или очень бедно, очень ярко или очень однотонно, очень натурально (лен-шерсть-конопля) или очень искусственно (кислотные цвета, лак и пр.), очень стильно или очень безвкусно.

Категории: Статьи

Метки: | | | | |

About The Author

Елена Чистякова

has blogged 53 posts

Comments are closed.

« »